По ее собственному признанию, она хочет своим опытом помочь людям в
трудных ситуациях. Правда, роль ведущей Ирина примеривает на себя не только на
телевидении, охотно соглашается вести и различные церемонии. На последней из них
– церемонии открытия 3-го Открытого фестиваля неигрового и анимационного кино
«Фрески Севера» и случился наш разговор.
– Ирина, большинство актеров, посещающих различные фестивали, предпочитают
выбирать игровые – больше тусовки, больше внимания публики и прессы.
– Увы… Но лично для меня документальное и анимационное кино значительно ближе,
может, это и покажется кому-то странным. Мне очень обидно, что те, кто создает
документальное кино – вдумчивое, настоящее, ходят с протянутой рукой и
выклянчивают деньги на производство картин. К великому сожалению, документальный
и анимационный жанры – вещь неблагодарная. Финансовая отдача от этих картин
мизерная, а путь к зрителю ограничен, если не закрыт вообще из-за отсутствия
прокатной политики.
Я присутствовала на многих игровых фестивалях и могу говорить смело, что они
более поверхностны, чем фестиваль неигрового кино. Возможно, потому, что в тех
же документальных фильмах сюжеты диктует сама жизнь. Они более сильные и
поднимают более глубокие пласты, разбирают сложнейшие ситуации. Потому и
ощущение от этого фестиваля настоящее. Вообще «Фрески Севера» – огромное
событие: 30 лет ничего не было, и вдруг – вот вам, пожалуйста. Это можно смело
назвать революционным событием, поводом к тому, чтобы повернуться лицом к
прокатной политике.
Судите сами: сеть кинотеатров давно разрушена, раньше не то что в городе, в
каждом селе был клуб, теперь – пустые залы, обрушившиеся стены и замки на
дверях. В деревнях не осталось и следа от былой культуры. Чтобы ее восстановить,
понадобятся десятилетия, потому что люди ушли из деревни. Чтобы вернуть их,
нужно менять общественно-экономическую ситуацию.
– Фестиваль проходит в небольшом городе – Вологде. Как вам показалась провинция?
– У меня был период, когда я довольно много ездила по провинции, концертировала
со своим сольным альбомом. В результате я не почувствовала к шоу-бизнесу ни
сильного влечения, ни настоящего вкуса. Но зато я поездила по стране и поняла
для себя важную вещь – в маленьких городах, поселках и деревнях люди живут
по-другому, и сами они другие – более вдумчивые, неспешные, они проще,
человечнее, искреннее.
– Как вы думаете, почему?
– Мне кажется, столичная жизнь портит людей. Она не дает возможности
остановиться, оглянуться, пообщаться глаза в глаза, а не по интернету и
мобильному телефону. Люди стали редко встречаться друг с другом. Зато появился
некий стереотип в поведении: человеку нужно все время что-то делать, куда-то
бежать, создавать видимость бешеного движения, зарабатывать деньги. И ты
пытаешься в этом жить и чувствуешь себя не то что не комфортно, а как-то странно
– вроде не то что-то делаешь, раз не бежишь, не задыхаешься на бегу. Хотя я
поняла для себя, что если не поддаваться этому состоянию – можно ощущать себя
даже счастливой.
– Вы сыграли в кино и театре разные роли. Какая из героинь вам ближе всего?
– В разные годы созданные образы воспринимаются по-разному. Сказать, что я
однозначно такая, а не какая-то другая, нельзя. Единственное, что знаю – меня
интересует сегодня та роль, которая затрагивает темы, важные для меня на
сегодняшний момент. Мне как актрисе необходимо нести определенную мысль.
Недавно я снялась в небольшой роли в сериале «Сваха». Это была очень интересная
работа. Я впервые играла возрастную роль, женщину-маму, у которой дочь уже
закончила школу. Да, мне 41 год, но я выгляжу моложе и поначалу растерялась,
когда мне предложили сыграть взрослую даму. Но режиссер подстегнула меня,
«завела», и в результате я получила такое колоссальное удовольствие от съемок,
что готова повторить подобный опыт.
– Слышала, что вы сейчас осваиваете еще одну профессию - продюсера…
– Да, мне это интересно. А главное, я буду продюсировать те картины, в которых
бы мне хотелось сниматься. Как продюсер я мечтаю сделать и свою программу на
телевидении, осуществить театральный проект, и если все сложится, как
задумывалось, то скоро зритель увидит новый музыкальный спектакль с моим
участием.
– Вам не кажется, что вы разбрасываетесь?
– Нет, я просто занимаюсь тем, что мне интересно. Новых предложений актерам
нередко приходится ждать годами, а время бежит стремительно, вот я и решила
взять ситуацию в свои руки.
– Кто же при такой загруженности сидит с вашим ребенком? Прибегаете к помощи
няни?
– Никаких нянь! Я так долго ждала момента, когда у меня появится ребенок (я
родила в 36 лет), что не представляю, как можно доверить его в чужие руки –
только маме, и никому больше. Хотя стараюсь с ребенком не расставаться, беру
Никиту с собой на работу, только бы он был рядом. И отдыхаю всегда только с ним.
Папа (актер Алексей Нилов. – Прим. автора) увы, с сыном практически не общается,
хотя Никитка у меня замечательный. Он не по годам взрослый. Мало того, что
высокий в папу (на голову выше своих ровесников), он еще и очень зрелый. Я с ним
и разговариваю как со взрослым, рассчитывая на то, что он правильно меня
понимает.
– Судя по тому, что тема одиночества вам близка, картины, которые вы собираетесь
продюсировать, будут носить сокровенный характер?
– Я мечтаю снимать фильмы со счастливым концом, но используя в них свой
житейский опыт. Мне, поверьте, есть, что сказать зрителю, причем позитивное. Я
совсем не мстительный человек и умею прощать. Это обязательно нужно учиться
делать каждому. Негативные чувства отравляют жизнь и организм, не добавляя
красоты и здоровья. Да, мне пришлось пережить два развода. Но развод – не конец
жизни, а всего лишь ее трансформация. Так что эту ситуацию нельзя назвать
жизненной неудачей. Кстати, мой личный семейный опыт помогает мне в работе
«Клуба бывших жен».
Вы сказали мне, что я якобы разбрасываюсь. На самом деле это не так. Просто
жизнь очень сильно изменилась, и чтобы ей соответствовать, приходится быть
мобильной, волей-неволей принимать ее условия. Да, у меня сегодня разные грани
деятельности, но все они вертятся вокруг одного – творчества.
Возможно, будь я серьезно востребованной актрисой, у меня не возникло бы
потребности искать себя в чем-то другом, но поскольку я знаю, что такое простои
в кино и театре, я делаю все для того, чтобы не растерять себя, а реализовать
как можно полнее. Так и живу.
Беседовала Наталья АНОХИНА
Российская аграрная газета №48 (132)