Главная
Фотоальбом
Биография
Медиа
Гостевая
Разное
Контакты

 

Коммуналка с лепниной

Ирина назначает встречу на проспекте Мира, рядом с Домом моды Вячеслава Зайцева. Сегодня это высокое серое здание, "на лицо ужасное, прекрасное внутри", смело можно назвать одним из символов проспекта. И кажется, так было всегда. Но нет, предшественником дома модного был дом обычный, жилой. И именно поэтому мы здесь.

С этого места, собственно говоря, и началась моя жизнь, — рассказывает Ирина. — Здесь стоял дом, в котором я родилась. Представлял он собой очень красивый двухэтажный особнячок. Думаю, века XVIII. Естественно, во времена советской власти основных жителей оттуда выселили и сделали огромные коммунальные квартиры. Дом был с колоннами, огромной парадной лестницей, садом, внутренним двором. А на потолках красовалась абсолютно шикарная, настоящая лепнина. Все — как будто из другой, ненастоящей жизни.

Мне в детстве все время хотелось узнать, что же там дальше, за стеной. Ведь огромные залы поделили на маленькие комнатушки, поэтому мы могли наблюдать лишь часть лепнины на потолке. Всю эту красоту в совокупности я увидела лишь тогда, когда дом выселили. Мне тогда было шесть лет. Мы почему-то уезжали самыми последними. И папа с другом решили убрать перегородки между комнатами, чтобы, наконец, увидеть, что там на потолке происходит. Это было что-то восхитительное!

— Говорят, дети в коммуналке чувствуют себя абсолютно счастливыми. А вот родители…

— Так и есть. Поскольку мы были детьми, то жили все очень дружно, друг друга обучали. Например, на велосипеде меня научили кататься как раз старшие соседские ребята. Мы ходили друг к другу в гости, играли, отмечали вместе праздники, гуляли во дворе. Он, кстати, частично сохранился. Там был шикарный сад, где росли сливы, яблоки, вишни. Мы все это, естественно, собирали и ели. Знаете, было как-то тепло, весело, дружно. У меня воспоминания о том времени самые прекрасные. Наверное, потому, что мы не видели сложностей, которые, конечно же, ложились на плечи взрослых.

Это сейчас я уже понимаю, что когда очередь в ванную выстраивается и утром, и вечером, хорошего в этом мало. Причем ванны-то как таковой не было. Было большое жестяное корыто, которое просто наполнялась водой. А на кухне, хоть и стояло несколько плит, всем все равно невозможно было находиться. Ведь число жильцов в одной квартире было огромным; помню, только у нас жили сорок человек. И на всех — одна кухня, одна ванная, один туалет…

Ругань под звуки старого рояля

Еще одно незабываемое воспоминание из коммунального детства — соседи. Пожалуй, больше всех запомнилось Ирине интеллигентное семейство, которое даже в антураже советской коммуналки сумело создать отдельный мир с особым неспешным укладом жизни. Эти соседи отличались от других и манерой общения, и походкой, и тем, как одевались. По всему было видно, что эти товарищи — из бывших дворян. В их маленькой клетушке стоял роскошный рояль, и время от времени бабушка играла на нем. Маленькая Ира восхищалась мастерством престарелой соседки и впоследствии сама потащила родителей в музыкальную школу — уж очень хотелось научиться играть, как она!

Конечно, бок о бок с интеллигентами жили и алкоголики, и скандалисты. Ругань под звуки старого рояля была отнюдь не редкостью. Словом, бурная жизнь, а-ля фильм "Покровские ворота"…

— Еще у меня была подружка, совершенно потрясающая девочка. Представляете, я до сих пор помню, как ее зовут! Маша Калитенко. Даже после того, как наш дом расселили, мы с ней продолжали созваниваться, ходили друг к другу в гости, но потом, как это часто бывает, потерялись. Вообще еще много лет после того, как мы отсюда уехали, мне снилась эта жизнь. Я всегда вспоминаю ее как что-то очень светлое, то, по чему скучаешь. И не только потому, что это детство. Просто тогда все было как-то по-настоящему.

Например, 1 мая и 7 ноября по проспекту Мира проходила демонстрация. Мы тоже выходили из дома и вместе с демонстрантами шли до самой Колхозной площади. Все было настолько красочно и весело, но самое главное, искренне, без принуждения. Люди выходили на добровольных началах, никто никого не заставлял. Сегодня это кажется почти нереальным…

— А где вы детьми любили гулять?

— В первую очередь, во дворе, конечно. Кстати, давайте пройдем за Дом моды — там каким-то чудом сохранилась часть нашего двора. Вот здесь был большой кусок сада, который выходил на проспект Мира. Дальше — деревья, под которыми стояли лавочки. По-моему, еще был гараж. И совершенно точно вот тут находилась горка, с которой мы учились на велосипедах кататься. Дворовая жизнь была шикарная. Но помимо этого, мы всегда очень любили гулять в Ботаническом саду. Тогда он, конечно, не был таким роскошным, как сейчас. Обычный парк, с простым входом, все скромно, доступно. И в то же время там всегда было невероятно зелено, красиво и росло очень много цветов. Мы и сейчас с сыном часто туда приходим. Вроде бы, все знаешь, а каждый раз как будто попадаешь в новый мир. Очень приятная аура, здоровая энергетика…

Да, здесь, на этом маленьком пятачке огромного проспекта Мира сосредотачивалась моя детская жизнь. Помню, тут повсюду были разбросаны крохотные домишки, в которых располагалось огромное количество всевозможных магазинчиков, пирожковых и чебуречных. Естественно, это были наши любимые места. И как только мы с бабушкой выходили на прогулку, первым делом шли в пирожковую или чебуречную.

"Я привыкла к тишине"

Вот ведь как бывает: расставаясь с родными местами, маленькая Ира даже представить себе не могла, что через много лет судьба опять ненадолго вернет ее в этот район, где прошло беззаботное детство. Выйдя замуж, актриса с первым мужем проживет какое-то время на улице Каланчевской, совсем недалеко от отчего дома. Ирина вспоминает, как не раз приходила сюда, бродила вокруг, грустила. Но совсем грустно стало, когда "коммунальный" особнячок снесли и на его месте возвели не самую красивую в архитектурном плане — да простит нас маэстро Зайцев! — типовую постройку. Что поделать? История и современность с трудом уживаются в такой большой и такой тесной Москве… Впрочем, на этом связь с "родовым гнездом" вовсе не оборвалась— сегодня Ирина всерьез подумывает о том, чтобы отдать сына в одну из здешних школ.

— Конечно, все это не специально, но все же, хочу я этого или нет, я так или иначе возвращаюсь на проспект Мира. Это для меня своего рода вечный центр притяжения (улыбается).

— А хотели бы жить здесь сегодня?

— Пожалуй, нет. Я с шести лет живу в Сокольниках и уже привыкла к тишине, зелени и некоторому уединению. Хотя район, конечно, сильно изменился с тех пор, как наша семья туда переехала, но я это не особо ощущаю. Может, мне просто так везет, что интуитивно я выбираю места, которые будто бы вообще не имеют отношения к Москве. Например, дом, где я сейчас снимаю квартиру, находится в отдельном микрорайончике, удаленном от больших дорог. Там всегда очень тихо и спокойно. Как в беседке. А еще мне, наконец, удалось решить вопрос с жильем. Так вот, дом, который мы выбрали, тоже находится на тихой улице, на берегу пруда, в центре очень старого района, среди небольших древних домиков. Там тоже очень спокойно, умиротворенно, вокруг нет машин. В такой обстановке я чувствую себя максимально комфортно. Я, кстати, уже не понимаю, как можно жить здесь, на проспекте Мира, когда у тебя окна выходят на сам проспект. По-моему, это ужасно (смеется)…

— Расскажите, какими вы впервые увидели Сокольники?

— Это был совершенно очаровательный район, где стояли всего два-три больших многоэтажных дома. Один из них — наш. Все остальное пространство занимали одно-двухэтажные домишки. Помню, меня тогда поразило, как мало вокруг людей и машин. Как ребенок проспекта, я к такому затишью не привыкла. Было ощущение, что ты живешь на окраине, где все так уютно, по-домашнему, хотя до центра на машине — всего-то 15 минут. Помню огромное количество пекарен во внутренних двориках, запах хлеба, булочки по шесть копеек, которые давали детям прямо из печки. А еще там был совершенно потрясающий парк, чистый, не заросший, где можно было набрести на настоящие березовые рощи. Сейчас, к сожалению, все заросло, а в районе появилось огромное количество людей, машин и новых домов, нарушающих общий колорит. Сокольники меняются, и, как мне кажется, не в лучшую сторону, хотя, повторюсь, меня все это чудом почти не касается.

— Вообще быстро влились в новую жизнь?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВМЕСТО ДОСЬЕ
Ирина Климова, актриса, певица, телеведущая. Родилась в Москве. Окончила Театральное училище имени Щукина и продюсерский факультет ВГИКа. С 1988 года — актриса театра Моссовета. Снималась в фильмах и сериалах: "Забавы молодых", "Зимняя вишня", "Рудольфио", "Петербургские тайны", "Улицы разбитых фонарей" и др. В 1998 году как певица выпустила первый сольный альбом "Я так устала ждать". Одна из ведущих программы "Клуб бывших жен" на канале ТНТ. Заслуженная артистка России.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

— Да, но очень скучала по нашей дружной коллективной жизни. Тут ты все время с кем-то общаешься, а там вдруг попадаешь в отдельную квартиру, где, кроме тебя, никого нет. Понятно, что в коммуналке было трудно в бытовом плане, но все равно люди были более открытыми, человечными, общительными. Этого до сих пор ужасно не хватает, ведь мы, закрывшись по своим квартирам, обособились, замкнулись, с соседями фактически перестали общаться. Конечно, у человека должны быть хорошие условия жизни, чтобы не стоять в очереди в ванную или на кухню. Комфорт — это, безусловно, здорово, но как бы еще сделать так, чтобы вместе с этим сохранялись и человеческие отношения? Наверное, просто их надо строить самим. Все-таки хорошо, когда есть общение, друзья, компания. Тогда и жизнь как-то теплее, веселее, сердечнее становится.

— Ирина, как вам кажется, то, что вы родились здесь, в чем-то определило вашу судьбу?

— Вы сказали, что интуитивно выбираете для жизни места, где потише. Это как-то связано с вашим характером?

— Думаю, да. По большей части я тихая, спокойная. А еще по натуре своей я человек очень консервативный, постоянный: привязываюсь к местам, работе, людям. Если я что-то и выбираю, то далеко от этого не ухожу. Могу на некоторое время удалиться, но потом обязательно возвращаюсь.

Театр выбрала сама

Именно так сложились отношения с театром Моссовета, куда Ирина Климова пришла сразу после окончания Щукинского училища. Прослужив там несколько лет, актриса в силу определенных обстоятельств вынуждена была уйти, но в какой-то момент снова вернулась. Как оказалось, уже навсегда. Их творческому союзу 20 лет. Ирина признается, что ни на секунду ни о чем не пожалела, ведь театр она выбрала сама.

— Так получилось, что у нас был очень хороший выпуск, и меня пригласили сразу в 12 театров. В первую очередь, конечно, определили в театр Вахтангова, так как это наша alma-mater. Но, когда я туда пришла, сразу поняла, что очень боюсь там работать, потому что в этом театре царит атмосфера, несколько гнетущая для меня. Несмотря на то, что там все очень красиво, величественно, гримерные старинные, обстановка как-то давит. К тому же я совершенно не могла себе представить, как буду работать с собственными педагогами на равных. Это для меня недопустимо. И я начала ходить по театрам, смотрела, выбирала. Когда пришла в театр Моссовета, почему-то сразу поняла: вот это мое. Я тогда как раз увидела спектакль "Царская охота" с Маргаритой Тереховой и получила большие впечатления. В результате мне пришлось написать письмо Михаилу Александровичу Ульянову с просьбой отпустить меня в другой театр. Вот так.

— Что же такого особенного в вашем театре?

— Знаете, у нас очень хорошая человеческая атмосфера, добрые, теплые отношения. Когда я шла в театр, конечно же, слышала все эти разговоры о закулисных интригах. Якобы все друг друга едят, известку в грим подкладывают, кнопки в ботинки кладут. Все так страшно. Но ничего подобного в театре Моссовета я не увидела. Наоборот, у меня сразу возникло ощущение ровной, спокойной, интеллигентной атмосферы. Наверное, дело в том, что у театра очень богатое интеллигентное прошлое. Ведь на его сцене играли такие великие артисты, как Любовь Орлова, Фаина Раневская, Леонид Марков, Вера Марецкая, Юрий Завадский, Ростислав Плятт… Это поколение заложило совершенно колоссальную культурную традицию. Именно поведенческую. Мне, как молодой артистке, об этом рассказывали, вводили в курс дела. Сейчас, конечно, это немножко нарушается. Но очень профессиональное отношение к своему делу по-прежнему принято в этом театре. Люди больше думают о деле, нежели о личных амбициях.

К тому же, у нас принято поддерживать друг друга. Сыграл удачно — тебя поздравляют. Люди не разучились радоваться за коллег. А это очень ценно. До сих пор помню свой первый спектакль. Совершенно дурацкая была пьеса, современная, ужасающая. Но не в этом дело, а в том, что посмотреть на меня, молодую, никому не известную артистку, пришла почти вся труппа. И даже те, кто не был занят в спектакле, пришли потом, сказали какие-то добрые слова. А один из актеров вынес такой приятный вердикт: "Ты — настоящая артистка, хорошая!". До сих пор это помню. Так что крещение театром у меня было приятным.

— А с кем из великих удалось поработать?

— С Леонидом Марковым. Это был потрясающий актер. А вот Плятт на тот момент, когда я пришла в театр, уже сильно болел. Помню, на сбор труппы он записал аудиокассету с обращением, пожеланиями, нам ее показывали. После этого он уже не появлялся в театре и скоро умер.

В кино позвали, как в кино

— Ирина, традиционный вопрос: как вы вообще решили стать актрисой?

— Это произошло классе в восьмом, и я очень тщательно скрывала это от всех. Мне казалось, все подумают, что я выбрала какую-то очень неприличную профессию. Так получилось, что я посещала театральную студию в школе. Мы играли какой-то спектакль, и вдруг в процессе я понимаю, что как бы перешла некую грань и перестала существовать на сцене как школьный артист. Я настолько прочувствовала роль, что начала по-настоящему плакать и долго не могла выйти из этого непривычного состояния. И тогда же я осознала, что получаю от всего этого большое удовольствие. Все смотрят на тебя, затаив дыхание, и ты уже по-другому существуешь на сцене, целиком отдаваясь роли. После этого-то и решила: пойду в театральное. Родители восприняли мой выбор достаточно адекватно. Наверняка, думали, перебесится, а там, может, нормальная профессия ее ждет, серьезное будущее. Но когда я уже поступила и пригласила их на спектакль, они ушли совершенно другими — поняли, что у меня получается…

В неприступную "Щуку" Ирина поступила поразительно легко. Возможно, потому что даже не подозревала о существовании в Москве других театральных вузов и в отличие от других абитуриентов не распыляла свои силы на другие, "подстраховочные" варианты. Уже потом Климова узнала, что как раз в год ее поступления в Щукинском был объявлен грандиозный конкурс — 700 человек на место. Знала бы заранее — вряд ли бы так просто проскочила.

Кстати, со "Щукой" у Ирины связан ее кинодебют. Когда школьница, мечтающая о карьере артистки, пришла в приемную комиссию узнавать об условиях поступления, ее заприметила ассистентка с Мосфильма. В кино будущую звезду пригласили в лучших традициях кинематографического жанра: "Девушка, вы не хотели бы сниматься?". Нетрудно догадаться, что уже через несколько минут они ехали на киностудию. Режиссер провел коротенькие пробы и утвердил Ирину на небольшую роль в фильме "Время луны". С тех пор щукинское крыльцо актриса считает судьбоносным.

— А вообще Москва для вас судьбоносный город?

— Знаете, если бы я тогда не поступила в театральное, даже не знаю, куда бы пошла. Я ведь оканчивала физико-математическую школу, и всех нас автоматом направляли в Бауманку. Так что, может, конструировала бы сейчас ракеты (смеется). Наверное, без судьбы не обошлось.

А вообще Москва — это просто мой родной и любимый город. Я не задумываюсь о его значении в моей жизни. Я просто не представляю, где еще можно жить.

 C Московой Ирины Климовой знакомились Мария ЕГОРОВА и Александр ОРЕШИН

Газета "Москвичка"

MBN
Hosted by uCoz