Ирина:
“Если бы я знала! Я иногда смотрю на себя и думаю: a в чем моя судьба
заключается? Списывать все на время –неправильно. Мы рождаемся тогда, когда
нужно, и для определенной цели. Возможно, моя главная задача – сделать что-то не
только на сцене, но и вне. И тогда профессия становится только частью жизни –
может быть, не самой большой. B жизни есть вещи гораздо более трудные для меня;
наверное, c ними мне и надо было разобраться. B самом начале карьеры мне во
многом мешал просто отвратительный характер. Очень неровный и противоречивый. Я
плохо умела общаться c людьми. Была капризна и очень категорична. Не знаю,
может, копаясь в психологии, можно объяснить это моей защитной реакцией.
Потребовалась определенная доза потерь и разочарований, чтобы прийти в себя.
Одно время я ощущала себя деревом без корней, зависшим в воздухе без почвы. Я
все время пыталась обнаружить: a где же эта почва?
Глядя на меня, сложно было
догадаться, что творится y меня внутри. Я умело скрывала свои разочарования.
Может быть, лишь последние лет пять я перестала ощущать себя маленькой девочкой,
которая боится жить. Подозреваю, что очень часто избегала каких-то важных
решений, просто потому, что боялась взять на себя ответственность. Был такой
период. Жуткий внутренний дискомфорт заставлял меня искать ответы на вопросы,
которые меня мучили. Я начала ходить на различные психологические тренинги. В
результате потихоньку я стала чувствовать себя гораздо лучше”.
Ирина,
a может, вы преувеличиваете? На сколько я знаю, до середины 90-x годов ваша
актерская судьба складывалась довольно гладко.
Ирина: “В общем, да. Начиналось все неплохо. Когда я окончила
театральное училище, меня приглашали двенадцать театров. У меня был нервный срыв
на этой почве. Что выбрать? Моя родная мама наливала мне пятьдесят граммов
водки, потому что я не могла заснуть. В какой-то момент я решила просто пойти по
театрам, куда меня звали. И когда пришла в Театр Моссовета, поняла, что это мое
место. Сцена, зал, атмосфера... Понятно, что идеала нет нигде, но близко к
идеалу - это здесь. Тут и проявилось то, что я назвала своим характером. В
какой-то момент вместо того, чтобы наслаждаться любимой работой, достижениями, я
хлопнула дверью и ушла из труппы. Мне казалось, что я делаю это ради любимого
человека. Из театра “ушли” моего первого мужа – Валеру Боровинских. Тогда y нас
начался очень сложный период, мы снимали комнату в коммуналке c
соседями-алкоголиками. Иногда подсчитывали: что лучше купить – полкило моркови
или полкило лука”.
КОШМАРЫ
ВО СНЕ И НАЯВУ
Самое
удивительное, что при всем при этом Ирина отлично себя ощущала.
Ирина:
“Я ни в чем не видела кошмара. Когда мы c Валерой влюбились друг в друга и
начали жить вместе, полтора года я вообще не замечала ничего вокруг. От счастья.
Я видела только то место, которое мне надо было видеть. Если требовалось
приготовить еду, то это был стол. Того, что он завален тараканами, я не
замечала. Иногда я c зонтиком выходила на кухню, потому что тараканы c потолка
сыпались, но я и этого не замечала, настолько мне было хорошо. Я очищала свой
кусочек грязного стола и радостно на нем готовила все остальное меня не
интересовало. Только года через полтора я вдруг c изумлением обнаружила, что
живу в каком-то странном месте. Оказывается, здесь есть мыши, пьяные соседи и
тараканы. К тому же, уйдя из театра, я осталась без средств к существованию. И
вот в это время я знакомлюсь c замечательной артисткой Ирой Малышевой, которая
тоже страдала от того, что было мало работы. Она мне говорит: “Ира, чего ты плачешь? Работа есть! Я пошла в агентство по недвижимости.
Зарабатываю та-a-кие деньги!” Я вскакиваю: “Я c тобой!” Прихожу c ней в
агентство и говорю: “Мне нужны деньги, я хочу работать”. Они спрашивают: “A вы
кто?” Я говорю: “Артистка”. –“О-о, одна артистка y нас уже есть, но хорошо
работает. Вам надо пройти месяц стажировки, изучить документы”. Я киваю головой,
потом просто еду c Ирой на встречу c клиентом, смотрю, что и как она делает.
Через три дня прихожу к руководству и говорю: “Я все знаю, я готова работать!”
Они удивились, но куда деваться. “Пожалуйста, вот вам телефон, работайте”. И я
начала сдавать людям квартиры. B течение двух месяцев я прекрасно зарабатывала.
Люди мне звонили еще год, интересуясь, работаю ли я еще в этой сфере. Но я уже
снова вернулась в актерство: мне позвонил режиссер Пчелкин c предложением
поработать в “Петербургских тайнах”. A ведь могла стать миллионершей в агентстве
по недвижимости. Особенно учитывая квартирный бум в те годы. Вы только не бегите
сразу туда устраиваться. Это дико скучно!”
В ПОГОНЕ ЗА ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНЬЮ
Примерно тогда же Ирина
поняла: ее уход из театра c “хлопаньем дверей” был большой ошибкой. K тому же
выяснилось, что скандалы c Валерой были вовсе не из-за того, что она оставалась
на сцене обидевшей его труппы. Причина крылась в них самих. B итоге первый брак
распался. И вдруг в этот сложный момент – звонок из “Моссовета”: ей предлагают
вернуться в родной театр, сыграть главную роль в новом спектакле.
A
самой прийти c покаянием?
Ирина: “Не смогла бы. Самое смешное, что в театре уже была
артистка на эту роль – Катя Климова, моя однофамилица. Но она в тот момент вышла
замуж и ушла в декрет. И тогда вспомнили обо мне”.
Ирину
вспомнили не случайно. K тому времени она уже была восходящей звездой
шоу-бизнеса. Ее клипы крутились по всем каналам. И вдруг снова неожиданное
решение: Ирина перестает выступать на эстраде. Лишается очень приличных денег.
Никто не мог понять почему.
Ирина:
“У меня не получилось смириться c тем, что надо петь перед жующими людьми –
выступали-то все больше по клубам. Хочется, чтобы тебя слушали затаив дыхание.
A публика смотрит в тарелку. Депрессия наступала после каждого концерта. Я
поняла, что все – больше не могу и не хочу. K тому же поздно начинать карьеру в
шоу-бизнесе в тридцать лет. Я поняла, что меня волнуют вещи гораздо более
важные, чем карьера. Мне всегда нужна была семья. Я очень хотела детей. И моя
работа в качестве певицы стала просто хобби”.
В
итоге Ирина осуществила свою мечту. Она вышла замуж за актера Алексея Нилова,
стала мамой и воспитывала маленького Никиту. Ничто не предвещало катастрофы.
Ирина:
“Трудно было представить, что мой второй брак, который так счастливо начинался,
закончится столь быстро и грустно. Я осталась одна, когда ребенку было месяцев
восемь. Семья распалась. Очень трудное время. Я никогда, даже в самом страшном
сне, не могла вообразить, что когда-нибудь мой сын будет расти без отца. Это
было потрясение, которое доводило меня до эмоционального шока. И тогда я вдруг
поняла, что мне нужно что-то срочно изменить в своем отношении к собственной
жизни. Мне нужно перестать полагаться на других, ругать их за то, что меня
бросили, a взять всю ответственность на себя”.
Значит,
вы не упрашивали своего мужа вернуться?
Ирина: “Нет! Мне надо было научиться жить одной. Я сказала
себе: “Я смогу это сделать. Это моя судьба. Никто не виноват. В моих силах
придумать что-то такое, чтобы я снова ощущала себя в жизни хорошо”. И
действительно, в какой-то момент вдруг что-то изменилось. Мне стало легко
вставать по ночам к сынишке, мне стало легко не спать, меня просто перестало это
напрягать”.
Значит,
вы уже перестали в нас, мужчинах, нуждаться?
Ирина:
“Я сама себе порой задаю этот вопрос. думаю, что моему сыну нужно, чтобы рядом c
ним был мужчина. Конечно, можно найти другие выходы. Если не находится мужчина
как партнер, как муж в доме, есть секции, есть учителя. В мужской мир сыновей
надо отправлять обязательно, они должны видеть пример для подражания и
самоидентификации. Но лучше любящей семьи придумать что-нибудь сложно. Дело в
том, что, продолжая параллельно изучать психологию, я наткнулась на системную
психотерапию Берта Хеллингера. Ее суть заключается вот в чем: то, что
происходило в жизни наших предков, влияет на нашу судьбу и во многом ее
определяет. Изучив свою родословную, я поняла: моя жизнь не могла сложиться
по-другому. Мне на роду было написано остаться одной c ребенком, было суждено
найти мужчину, который рядом со мной не останется. Дело в том, что оба моих
родителя выросли без отца. Мама вообще только в шестнадцать лет выяснила, что
мужчина, которого она звала папой, ей не родной. Моя бабушка, по какой-то
причине просто вычеркнула моего настоящего деда из истории нашей семьи, a такие
сильные чувства обязательно передаются следующим поколениям психогенетическим
путем. Нельзя просто так взять и отрезать то, что является частью жизни другого,
в данном случае ребенка. Вот и в моей жизни должна была повториться бабушкина
история. Я помню, перед расставанием со вторым мужем произошел мистический
случай. Мы вместе c ним летим в Прагу. Задержка самолета. Мы сидим в аэропорту.
Разговариваем. У меня в голове отчего-то постоянно вертится фраза “Это конец”, и
я начинаю дико плакать. Плачу так, что не могу остановиться. Бедный Леша сидит
рядом и говорит: “Ты так рыдаешь, как будто война началась”. Понимаете?! Никакой
войны нет, но это так выглядело и ощущалось. Я предчувствовала, что останусь
одна. Только после этого я обнаружила, что y моей бабушки во время войны
произошла похожая страшная история расставания c моим реальным дедушкой,
которого она после этого просто вырезала из своей памяти. Мама родилась в 1943
году, и моя бабушка осталась одна c грудным ребенком, точно как и я c сыном. Я
помню, когда уже развод состоялся, я звоню своему психотерапевту и спрашиваю:
“Миша, что мне делать? Я хочу стереть c лица земли этого человека, вычеркнуть из
своего сознания”. Он мне говорит: “Ира, обрати внимание, насколько чрезмерно ты
чувствуешь эту ситуацию. Не кажется ли тебе, что это слишком?” И тут я поняла,
что мне надо понизить градус переживания этой проблемы и посмотреть на ситуацию
более адекватно”.
И
все исчезло?
Ирина: “Наверное, мистика
заключается в том, что волны этих переживаний иногда возвращались. Однажды летом
на даче я проснулась, и это горе на меня снова нахлынуло. Я стала рыдать. Рыдаю,
рыдаю, a y меня в голове крутится одна и та же фраза: “Будь проклята эта война”.
И вот пока я ее не произнесла, меня не отпустило”.
Невероятно!
Прямое доказательство переживания чужих эмоций.
Ирина:
“Да. Проницательный Хеллингер утверждает, что наши умершие родные присутствуют в
нашей жизни, пока что-то недорешено, недовыяснено. Процесс продолжается, пока он
не закончится тем, чем должен закончиться”.
Но
ведь это позитивная теория.
Ирина: ”A все в мире
позитивно. Надо подчиняться здравому смыслу. Прощать, принимать и любить. другой
дороги нет”.
Текст: Дмитрий МИНЧЕНОК
Материал предоставлен Ириной Климовой